Барлык яңалыклар
Атайсал
30 ноябрь 2021, 15:22

Летопись родного края: деревня Булгар

Подходит к концу 2021-й год, ставший значимой вехой в истории страны. Этот год и в самом деле был весьма богатым на исторические события. Особенно памятным он был для жителей деревни I-Зиримзибаш (Булгар), находящейся на территории сельского поселения Курдымский сельсовет. В 2021 году исполнилось 100 лет со дня основания этой деревни.

Летопись родного края: деревня Булгар
Летопись родного края: деревня Булгар

100 лет… Если подумать, не так уж это и много. С другой стороны, это целый век! А сколько событий, людских судеб нашли отражение в истории нашего государства за эти сто лет?!
В каждой деревне есть человек, изучающий прошлое и настоящее родного края, яркие и героические страницы местной истории. У меня была давняя мечта — изучить историю родной деревни, передать эти знания и опыт последующим поколениям. С годами все больше начала интересоваться своей родословной, судьбой предков. Мне хотелось пополнить историю деревни Булгар новыми материалами. Книгу, в основу которой легли изученные на протяжении пяти лет архивные документы, воспоминания старожилов, родословные, пришлось издавать в сжатые сроки. Словно чувствуя наступление большой беды, успела выпустить ее в 2019 году.
Что сподвигло меня взяться за такую серьезную и сложную тему, как история, и как я решилась издать свою книгу?
Во-первых, деревня Булгар была и есть одна из красивых населенных пунктов не только в районе, но и в республике. Она расположена в очень живописном месте, с востока ее окаймляют густые леса, а с запада — простираются хлебные нивы. Недра этого края богаты и нефтью. Недаром наши предки облюбовали эти места.
Во-вторых, сохранился исторический облик деревни. В 70-х годах прошлого столетия с карты страны исчезли многие села, только в Башкортостане — 2000 населенных пунктов. Когда прошел слух, что деревня Булгар тоже попала в разряд «бесперспективных» и ее жителей переселят в село Старый Курдым, местные аксакалы решительно воспротивились. К счастью, им удалось ее отстоять. Только несколько молодых семей переехало в Старый Курдым. Вот так наша деревня сумела сохранить свое право на существование.
В-третьих, трудолюбие, преданность родной земле, обеспеченная всеми благами жизнь здешнего народа. Как о них не написать?! Булгар растет, расширяется, прирастая новыми современными домами.
На протяжении всей своей столетней истории Булгар — I-Зиримзибаш, как вся страна в целом, прошел путь исторических трансформаций и глубоких социально-экономических преобразований. Деревня была основана в годы становления Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики на фоне происходящих в стране политических и экономических перемен.
Хотя Декрет о земле был издан уже на второй день после того, как власть перешла к Советам, в наших краях его положения начали исполняться намного позже. Передача земельных наделов беднякам у нас проходила относительно в более сложных условиях, чем в других областях России. Гражданская война тоже поспособствовало усилению нестабильности в решении аграрного вопроса.
В 1919 году была образована БАССР. Уезды были поделены на кантоны, а кантоны — на волости. Нынешние села Татышлинского района, находившиеся на вотчинных землях рода Гирей, вошли в Кызыльяровскую волость, а населенные пункты, располагавшиеся на территории рода Иракты, — в Татышлинскую волость. Все они относились к Бирскому кантону.
Во время Гражданской войны эти места оказались в руках белогвардейцев, только в июне 1919 года они были освобождены. Со временем и в наших краях была полностью установлена Советская власть. Были созданы советы, комитеты бедноты. Началось отчуждение кулацких земель и передача их беднякам по числу едоков. Бывшие красноармейцы и бедняки были в авангарде борьбы за установление Советской власти. Голод, нищета, разруха не смогли сломить их дух. Столько людей, способных противостоять черным силам, вышло из народа! Одним из таких людей был Хасан Юсупов, основатель деревни Булгар. О чем свидетельствуют записи, завещанные им потомкам. «Хасан Юсупов, 1885 года рождения, выходец из деревни Старочукурово Татышлинской волости, оставляет записи о том, что довелось увидеть и пережить в молодые годы, о совершенных им делах, — так начинается его письмо. — В семье было пятеро детей, на всех выдавали землю как на одного едока (в те годы земельный участок давали только по количеству членов семьи мужского пола). Нам было тяжело без земли, жили впроголодь. Кулаки ограждали свои владения забором и не пускали туда скотину. Таких бедных в деревне, как я, было много».
В 1920 году по решению Татышлинской волости жителям Старочукурово было выделено 10 десятин земли и леса. Между курдымцами и 30 жителями Старочукурово, которые должны были переселиться в Старый Курдым, вышел спор. Тяжба рассматривалась в суде Бирского уезда. По его решению на новом месте должны были поселиться 15 семей из Старого Курдыма, столько же из Старочукурово. «Итак, по решению советской власти переселенцам (по договору 30 человек) выдали только половину причитающейся земли», — пишет Хасан Юсупов в своих записях.
Несмотря на тяжелый голодный год, в 1921 году на место будущей деревни первыми переселились Зиганетдин и Фаиза Низамовы. Через некоторое время из Старочукурово переехало еще пять семей: Хасан Юсупов, Габсалих Ахматьянов, Халик Ахматьянов, Ахматнур Шайнуров, Шарип Хабибуллин. Деревня постепенно росла. Из Старого Курдыма переехало три семьи. По данным переписи населения 1926 года в деревне Булгар насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 154 человека.
Муллы должны были быть в каждом селе. В 1922 году пригласили быть деревенским муллой проживающего в Старочукурово мугаллима Галиакбера Киекова, внука поэта Гали Чокрыя. Прежде чем придумать название деревне, он собрал аксакалов, и они отправились к его отцу, хазрату деревни Старочукурово Гиниятулле (Ахуньян хазрат). Хазрат был весьма своеобразной личностью. «Из-за этих земель вы переругались с курдымцами… Болгандыгызда болгандыгыз! Аулыгызның исеме Болгар булсын – Пусть ваша деревня будет называться Булгар!» — вынес вердикт хазрат. Не откладывая в долгий ящик, он прибыл в деревню ночью и три деревенских муллы произнесли такбир. Почему этот религиозный обряд cовершался ночью? Советская власть не очень приветствовала религию, поэтому и было решено организовать мероприятие под покровом ночи.
Белые и черные пятна в истории страны не обошли стороной и наших дедов и прадедов, они оставили в их судьбах глубокие следы. В тяжелейших условиях валили лес, выкорчевывали и обрабатывали поля.
Жизнь первых поселенцев в своих воспоминаниях описала Ляля Карамова: «Мой дедушка Мухамматсалим Галимович переселился из Старочукурово в строящуюся деревню Булгар в 1921 году. «Кругом темнел густой лес, в котором бродили дикие звери. Ходили на охоту, собирали мед диких пчел, разводили скотину. Поскольку земли для возделывания не хватало, постепенно стали вырубать деревья, выжигать пни – так мы отвоевывали земли у леса. Были постоянные споры из-за земли с новопоселенцами», – эти воспоминания дедушки остались у меня в памяти.
События, происходящие в стране, коснулись и жителей деревни. Объединение семи единоличных хозяйств в 1924 году стало началом создания в 1931 году колхоза «Зиримзи». Его организаторами были Карам Салимов, Муллагали Габсаликов, Габидулла Ибатуллин. За двадцать лет (1931-1951 гг.) колхоз, состоявший в основном только из жителей деревни Булгар, добился высоких производственных показателей.
В эти годы в колхозе председателями работали Васбирахман Гайсин (1931-1932 гг.), Харис Зарипов (1933-1935 гг.), Батыр Султангараев (1936-1937 гг.), Аубакир Халиков (1938-1941 гг.), Лутфрахман Сабанаков (1942-1944 гг.), Сабирьян Габсаликов (1945-1951 гг.). Все они внесли весомый вклад в укрепление экономики колхоза. Он стал расти и развиваться. Был разбит сад, строилась спортивная площадка для детей и молодежи. В деревне жизнь начала налаживаться. В 1938 и 1939 годах были получены хорошие урожаи. Государству отправляли «красные обозы», зерно раздавали и населению. Наметились устойчивые темпы роста основных отраслей сельского хозяйства. Колхоз «Зиримзи» не уступал лидерства по Сараштыбашевскому сельсовету. Почему по Сараштыбашевскому сельсовету? Потому что центр образованного в 1923 году сельсовета находился в деревне Сараштыбаш. В 1935 году, когда Татышлинский район был образован как отдельная административно-территориальная единица, центр сельсовета перевели в село Старый Курдым. Из воспоминаний имам-хатиба села Магдана Атнабаева: «Пока строилось отдельное здание, сельсовет располагался на втором этаже нашего дома. Мне тогда было 3-4 годика. До сих пор в памяти, как мы с соседскими мальчишками поднимались туда, чтобы поиграть с телефонным аппаратом». Хотя сельсовет был уже в Старом Курдыме, до 1957 года он документально назывался Сараштыбашевским.
Мирную созидательную жизнь сельчан прервала Великая Отечественная война. Из 42 дворов на фронт ушли 53 мужчины, из них 29 человек не вернулись с полей сражений, а многие фронтовики, которым посчастливилось дожить до победы, получили тяжелые увечья, стали калеками, но не сдавались, трудились. Фронтовик Сабирьян Габсаликов, потерял на войне ногу. Его избрали председателем. При нем колхоз добился особенно высоких показателей. Ему удалось поднять колхоз «Зиримзи», пришедший в упадок во время войны.
Сагитьян Габсаликов на войне получил получил тяжелую травму глаза, но с полной отдачей работал на колхозных полях.
Несмотря на полученные ранения в руку и ногу, Ахун Султангалиев продолжил свою работу в мастерской. Вчерашние фронтовики Файзрахман Ахунов, Явдат Халиков, с последствиями тяжёлых ранений, взялись за ремонт техники в Курдымской МТС. Фатхлислам Нурисламов, Харис Зарипов, Сулейман Багаутдинов участвовали в строительных работах колхоза. Хаерзаман Халиков, несмотря на раненую ногу, работал в конюшне, ухаживал за лошадьми. Габтельян Фазлишанов потерял обе ноги, его судьба особенно трагична. По пути в Уфу, куда он поехал за новыми протезами, сильно простудился, заболел и умер молодым. Остальные ветераны войны дожили до 60 лет. А мой отец, Ахун Султангалиев, не оправившись от полученных на войне ран, умер в возрасте 40 лет. Прошедшему по фронтовым дорогам от Сталинграда до Берлина, награжденному орденом Красной Звезды и медалями, ему не довелось с наградами на груди побывать в праздничных мероприятиях.
И во время военного лихолетья, и в тяжелые послевоенные годы наши земляки продемонстрировали образцы стойкости и самоотверженного труда. Наверное, только благодаря сплоченности, взаимопомощи они сумели выстоять в годы самых суровых испытаний.
В 1951-1952 годах путем объединения колхозов был образован колхоз им.К.Маркса, куда вошли колхозы «Трамвай» (д.Юрмиязбаш), «Динамо» (д.Малое Маматаево), «Зиримзи» (д.Булгар), им.К.Маркса (с.Старый Курдым, д.Новый Курдым).
После объединения труженики деревни Булгар начали работать еще усерднее, особенно большие успехи были достигнуты в животноводстве. То, что в числе трех делегатов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1953 году в Москве из Татышлинского района был и наш односельчанин – передовой колхозник Фагим Хазипов, переполняет наши сердца радостью и гордостью. Проработав заведующим фермой, он добился хороших результатов.
В эти годы изменилось официальное название нашей деревни. Поскольку Булгар располагался на первом притоке реки Большие Зиримзи, деревню назвали I-Зиримзибаш, а деревня Малое Маматаево находилась на втором притоке, потому ее назвали II-Зиримзибаш.
Начиная с марта 1957 года, местным органом Советской власти официально стал Курдымский сельсовет.
В 1960 году на основании Постановления XX съезда КПСС была развернута очередная кампания по укрупнению колхозов. В колхоз им.К.Маркса, объединяющий населенные пункты I-Зиримзибаш (Булгар), II-Зиримзибаш, Юрмиязбаш, Старый Курдым, Новый Курдым, присоединился колхоз им.Сталина, куда входили деревни Ташкент, Ачу-Елга, Сараштыбаш, Бургынбаш.
Колхоз славился своим пчеловодством. Особенно в этом преуспевали труженики деревни I-Зиримзибаш. С одного улья получали до 50 кг меда. Пчеловод Аубакир Мавлитов был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР. В период его деятельности на деньги от реализации произведенной им продукции колхоз купил грузовой автомобиль.
Бригадирами Зиримзибашевской бригады в разные годы проработали Масгут Хузин, Сулейман Багаутдинов, Рахимьян Баграмшин, Назим Карамов, Салимгарай Хасанов, Тахир Ахматнуров.
В годы, когда страна жила под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!», когда большое внимание уделялось трудовой дисциплине и личной ответственности, до выхода на пенсию бригадиром работал Рахимьян Баграмшин.
С 1971 по 1991 год строительными работами руководил техник-строитель Назим Карамов. После службы в армии он набирался опыта в Перми, был награжден Дипломом «Передовой работник Пермской области». Назиму Карамовичу довелось работать и на строительных площадках колхоза, под его руководством были возведены здания правления колхоза, сельсовета, почтового отделения и др.
В 1976 году бригады деревень I-Зиримзибаш и Юрмиязбаш были объединены. В эти годы передовые механизаторы Назиф Ахунов, Анис Зарипов, Явдат Халиков, Ильгиз Халиков, перевыполнившие социалистические обязательства, были награждены почетными грамотами правления колхоза.
Изучая архивные материалы и документы, одновременно испытываешь чувство радости и гордости за то, что в успехах и достижениях колхоза им.К.Маркса есть огромный вклад и тружеников моей деревни, их отношение к земле, труду может служить примером для многих. В этой связи особых похвал заслуживают Фархиямал Габсаликова, Зульфия Аубакирова, Танзиля Хазипова, Мукарама Султангалиева, Рахиля Хасанова, Василя Хайретдинова, Фания Багаутдинова, Сакина Хасанова, Наиля Габсаликова, Зияфа Габсаликова, Саима Зарипова и многие другие.
Надо отметить, что земляки достойно пережили непростые времена перестройки и период перевода экономики страны на рыночные рельсы. Бригадир Флорида Габсаликова организовывала все работы. Она же стоит и в первых рядах организаторов культурных мероприятий. Совместно с учителями Эльзой Зариповой, Сарией Халиковой и Лилией Аубакировой проводят отдых односельчан весело и увлекательно.
К сожалению, оптимизация коснулась и сферы культуры. В 2015 году закрыли клуб, в 2015/2016 учебном году закрылась и школа. Дети учатся в селе Старый Курдым. Мероприятия проводятся под открытым небом.
Если бы в деревне был очаг культуры, то и сельчанам жилось бы веселее. Поэтому клуб сельчанам нужен, чтобы проводить мероприятия.
С каждым годом Булгар растет и процветает. У нас много замечательных людей, которыми по праву можно гордиться. Среди них награжденные различными ведомственными и государственными наградами: ветеран Афганской войны Заки Габсаликов; участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Кадим Хасанов; почетный работник топливно-энергетического комплекса Габдулхай Валиуллин; ветеран МВД, майор милиции Ибрахим Зиятдинов; ветеран МВД, подполковник полиции Рустам Валиуллин; ветеран труда Мукарама Султангалиева; ветеран труда Фания Фаттахутдинова; капитан МЧС Ильхам Габсаликов; почетный работник общего образования Российской Федерации, автор учебного пособия «Татарский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений РБ», отличник образования Башкортостана, победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации» Тагзима Баграмшина; врач высшей категории, отличник здравоохранения РБ Хализа Ихсанова, автор четырех книг, поэт Ханиф Нурисламов и многие другие.
Все они родились и выросли на этой земле, судьбы многих связаны с малой родиной. Мы гордимся ими за то, что они оставили яркий след в истории рода и в памяти народа. Земляки, живущие и работающие в разных уголках страны, радуют нас своими успехами и добрыми делами – это Муллахмат Ахунов, Ляля Карамова, Анвар Габсаликов, Мугим Хузин, Адегам и Фирдавис Аубакировы, Фирдус Тагиров, Хасина Халикова, Рамзия Гараева, Гузалия Хаматнурова, Нажия Хузина, Фанира Сибагатова, Фагиля Сулейманова, Рауфина Мидатова, Кабир Халиков, Зинфира Султангалиева, Айсылу Тимершина, Наиля Карамова.
Фания Фаттахутдинова — одна из уважаемых женщин деревни. Свою жизнь она посвятила освоению нефтяных залежей, а после выхода на пенсию обосновалась в Янауле. Для своей малой родины она сделала очень многое. Благодаря Фание Ахматнуровне были благоустроены родники, построен домик на кладбище, сооружен Обелиск в честь земляков-участников Великой Отечественной войны. Отрадно, что есть люди, неравнодушные к судьбе родного края. Пусть живет наша деревня! Пусть связь поколений не прерывается! Верим, что мост между прошлым и будущим будет крепким, для этого деревня должна жить и развиваться дальше, в ногу со временем. А чтобы она жила и процветала, нужна молодежь, любящая землю, сельский труд.
Подытоживая статью, хочу сказать одно: у нашей деревни Булгар богатое и славное прошлое, достойное настоящее, надеемся, что и будущее будет надежным. Хочется видеть свою малую родину благоустроенной, с асфальтированными дорогами, газифицированными домами. Если бы мои пожелания воплотились в жизнь, жители маленькой деревни были бы бесконечно счастливы. И предки порадовались бы за нас…

Венера ШАЙХИСЛАМОВА-СУЛТАНГАЛИЕВА, учитель-ветеран, отличник народного просвещения Республики Башкортостан (Мечетлинский район).

Автор:Лилия Зарипова
Читайте нас: