Барлык яңалыклар
Общие статьи
23 июнь , 16:19

Пусть будут приняты наши молитвы

В удмуртских селах и деревнях Башкортостана, в частности, в Татышлинском районе, сохраняются уникальные традиции удмуртского народа. С наступлением лета начинается ряд общественных языческих молений. После завершения весенне-полевых работ в первую пятницу июня проводится  Гуртэн вӧсь «Моление деревней».

Пусть будут приняты наши молитвы
Пусть будут приняты наши молитвы

Гуртэн вӧсь − это коллективное моление, направленное на благополучие жителей деревни, хороший урожай, здоровье скота. В последние годы в свете исторических событий, происходящих в России, молятся и за благополучие наших воинов, находящихся в зоне СВО.

В селе Уразгильды молельное место находится рядом с Нэуэр ошмес «Родник Нэуара». Оно огорожено, для удобства пришедших на моление установлены столы под крышей, скамейки. За несколько дней до моления уразгильдинцы собрались на субботник, скосили и убрали траву, почистили родник. Накануне специально назначенные женщины Гуля Миннигараева, Анфиса Шафикова, Галия Гараева, Анфиса Хамидуллина, Лилия Насибуллина, Мунира Батраева, Мадина Нуртдинова, Сания Мингараева, Наталья Туктамышева и Алексей Зидымышев прошлись по деревне и собрали деньги на нужды моления, крупу для каши.

6 июня мужчины: жрец, организатор моления Ралиф Гараев и его помощники Глимхан Исламов, Александр Шафиков, Константин Байдуллин, Радмир Зинатуллин − с раннего утра уже были на месте, развели ритуальный костер. За порядок, последовательность действий при закалывании жертвенной овцы и разделывания туши, и, наконец, приготовление каши с мясом жертвенной овцы отвечают эти мужчины. Во время подготовки к молению мужчинам могут помогать женщины нефертильного возраста, но к работе рядом с котлом их не подпускают. В этом году помыли и подготовили внутренности Лилия Насибуллина, Анфиса Хамидуллина, Анна Байдуллина.

После обеда жители деревни начали собираться к молельному месту. Многие женщины пришли в удмуртских традиционных нарядах. «Куда мы пойдем еще в этой одежде, на моление – самое то», − говорят пожилые бабушки. В старину для этого обряда шили специальную одежду шортдырем и для мужчин, и для женщин. К сожалению, он мало у кого сохранился, потому что старики в этой же одежде предпочитали уходить на тот свет.

Началось таинство моления. Жрец Ралиф Гараев держит кашу в руках, стоя лицом на юг. Рядом на импровизированной полке − каравай с вложенной в него монетой. Все собравшиеся преклоняют колени. Во время молитвы каждый поклон следует за словом «аминь». Жрец молится о хорошем урожае, теплых дождях, благополучии, достатке и здоровье для детей, семьи и мире во всем мире. После завершения трапезы с кашей жрец завершает моление еще одной молитвой. Все присутствующие вновь преклоняют колени.

Все расходятся со словами «Кабыл мед луоз куриськеммы, что означает «Пусть будут приняты наши молитвы».

Жители правобережья реки Юг из Новых Татышлов, Верхних Татышлов, Уразгильдов, Вязовки, Юды, Арибаша, Бальзюги, Майска, у которых прошли Моления деревней, через неделю проводят Мӧр вӧсь «Моление миром» в Новых Татышлах.

Автор: Анна Байдуллина
Читайте нас