Прожитый век вместил в себя многое... Когда ей было всего пять лет, родители переселились в Вязовку. Привыкшей к своему месту рождения девочке было совсем непросто, она то и дело порывалась обратно. Когда родители ездили в райцентр и брали с собой маленькую Бибису, тетя Гайнафа из Татышлов переодевалась в перевернутую наизнанку шубу и пугала ее – так она отвыкла от родного села.
Росла бойкой, озорной, заводной девчонкой. Отучилась всего 5 классов, в школу ее больше не пустили – нужно было присматривать за младшими братьями. В многодетной семье Гарифьяна и Маркабы Гарифьяновых было шестеро детей.
В детстве и в молодые годы ей пришлось перенести немало испытаний. Однажды в Вязовке сгорело дотла восемь домов, семья осталась без крова. Безвременная смерть старшей сестры стала для маленькой Бибисы больше радостью, нежели горем – вся ее одежда доставалась ей, ведь жизнь тогда была тяжкой и невыносимой.
В годы Великой Отечественной войны она уже работала наравне со взрослыми. Получив ранение, отец вернулся домой из фронта, но счастье длилось недолго – вскоре его отправили на шахту, а оттуда он уже не возвратился. Маме было тяжело одной прокормить столько голодных ртов, поэтому Бибиса помогала, как могла, – пахала на лошади поля, была конюхом, ездила на лесоповал в сторону Кытки-Елги. «Если на работу выходили вдвоем с мамой, к ужину у нас было две ложки муки», – вспоминает юбиляр, перенесшая голод и тяжести военной и послевоенной поры.
В 21-летнем возрасте ее сосватали за 15-летнего юношу Аскадока из Нижнебалтачево. Можно считать, что ей повезло – по тем временам она вряд ли нашла бы себе ровесника. Когда у молодых было уже два ребенка, а супруга забеременела третьим, мужа призвали в армию. В то время служили по три года. Ох, и тяжко пришлось ей! Протекала крыша дома. Хорошо, что помогли односельчане – перекрыли свежей соломой. За детьми присматривала тетя Назима, которая еще до замужества Бибисы апай приблудилась в дом к Аскадоку, когда ходила попрошайкой. За этой женщиной-удмурткой, исповедующей мусульманство, Бибиса апай ухаживала 30 лет, а дети звали ее бабушкой. Оставшуюся сиротой в 12 лет родственницу Аскадока Фаригу тоже взяли к себе. Она жила у них до 27 лет, вплоть до замужества. После армии Аскадок работал в колхозной мастерской плотником, был кочегаром в школе. У супругов родилось семеро детей. Бибиса Гарифьяновна работала в колхозе, с 1968-го года – техничкой в школе.
– Сколько себя помню, мама всегда работала. У отца здоровье было слабое и он научился шить: обшивал нас, а маме шил удмуртские платья. Папы не стало, когда ему исполнилось всего 47 лет. Так что на ноги нас поднимала мама. Ближе к пенсии выяснилось, что у нее даже трудовой книжки не было, к тому же она еще и переработала шесть лет. Пришлось восстанавливать стаж работы и доказывать через суд, − рассказывает дочь Валентина.
Из семерых детей Бибисы апай на сегодняшний день живы четверо. Сын Сергей живет в Нижнебалтачево, работал агрономом, парторгом колхоза «Социализм». Зайтуна живет в Березниках, что под Чернушкой, до выхода на пенсию работала на свинокомплексе. Дочь Файзуна живет в Чернушке, трудилась медсестрой. Валентина всю свою жизнь посвятила торговле.
Раньше Бибиса Гарифьяновна жила в Нижнебалтачево с семьей сына Рафката. Сперва не стало его, потом похоронили невестку. И она переехала жить к дочери Валентине. «Первое время все норовила что-то делать, без работы не могла сидеть ни минуты: пряла шерсть, вязала носки», − говорит дочь.
100-летняя юбилярша всегда рада гостям, любит общаться со своей сватьей Анастасией, матерью зятя Разана, благо, живет она неподалеку.
Счастливая старость – в радость, а спокойная и устроенная старость – удача для любого пожилого человека. Бибиса Гарифьяновна богата детьми и внуками: семеро детей подарили ей 14 внуков, 31 правнука и трех праправнуков.
– Никогда не думала, что проживу столько. В доме тепло и уютно, на столе есть еда, живу в заботе и любви – глупо обижаться на жизнь, − говорит долгожительница.
Когда попросила ее надеть удмуртский костюм, чтобы сфотографировать, Валентина замешкалась, не зная, где искать национальные платья. Бибиса апай быстренько нашла сама, надела и прихорошилась, сплясала немного и спела одну частушку. На прощание я пожелала прожить еще десяток лет, на что она серьезно так ответила: «Десять вряд ли получится, но пару годков прожить постараюсь».