Барлык яңалыклар

Зов родной земли

Каким бы райским уголком ни была чужбина, нас всегда будет тянуть туда, где мы родились и выросли. Мне сегодня представилась приятная возможность рассказать о бывшей коллеге, на себе испытавшей зов родной земли.Невозможно поверить, что эта стройная, моложавая женщина начала свою трудовую деятельность 50 лет назад.

Зов  родной земли
Зов родной земли

− В семье нас было пятеро детей. Наши родители Абубакир Кулембетович и Адиба Шигаповна были учителями, к которым относились с большим уважением не только в селе, но и во всей округе. Жизнь в учительской семье возлагала на нас больше ответственности, чем давала какие-то привилегии. Например, мы должны были быть примером прилежности, воспитанности для других учеников. Даже громко хохотать нам не разрешалось, потому что это было верхом неприличия. Вопрос о выборе профессии тоже не стоял, наши родители были для нас большим авторитетом и примером.
Семь классов я окончила в родной деревне Новоянтузово Бирского района. В восьмой класс родители перевели меня в Бирск, в школу №2, потому что я мечтала учиться в русской школе. (Нынче там филиал технологического факультета БГУ). Свою новую школу я полюбила, там хорошо учили, – начала нашу беседу ветеран педагогического труда Алсу Гарипова.
– Тяжело было, наверное, ездить учиться в Бирск, ведь Вы же были еще совсем юной? – спрашиваю у нее.
– Да, ездить было хлопотно. От нашей деревни до Бирска – 30 километров. До заморозков добирались по реке Белой на катере. Зимой можно было ездить на тракторе, который возил на санях колхозное молоко. По льду пешком добирались. В школе хорошо давались точные предметы, но больше нравились химия и биология. Особенно интересовал меня самый загадочный орган человеческого организма – мозг.
Мне, выпускнице школы, было всего 17 лет, когда тяжело заболела мама. Однажды ко мне подошел директор школы, где мама преподавала географию, и предложил взять ее уроки до её выздоровления. «Ты сможешь, ты хорошо училась», – попросил он. Обсудили с родителями его просьбу, и я согласилась. Так началась моя трудовая жизнь.
За тяжелобольной мамой нужен был постоянный уход. Кроме этого, все домашние заботы тоже легли на мои хрупкие плечи. Тем не менее, я смогла подготовиться к поступлению на биолого-химический факультет Бирского государственного педагогического института. И мой брат, отслужив три года в военно-морском флоте, тоже готовился к поступлению на физико-математический факультет этого же института. Успешно сдав вступительные экзамены, в 1974 году мы с ним оба одновременно стали студентами-первокурсниками. А в сентябре того же года мамы не стало. Ей было всего 48 лет. Не описать словами, какая это тяжелая утрата была для нас.
Но время неумолимо несется вперед. Мы с братом, помимо учебы, во время летних каникул ездили со студенческими строительными отрядами по всей России и неплохо зарабатывали, внося свою лепту в семейный бюджет. Так незаметно пролетели пять студенческих лет.
– Как судьба связала Вас с Татышлами?
– С моим будущим мужем Фирдаусом ещё на втором курсе познакомил его брат, с которым, как оказалось, мы обучались на одном факультете, только он был старше на два года. Мы поженились после окончания института. Он тогда уже работал бригадиром в Маматаевской молочно-товарной ферме после окончания Аксеновского сельхозтехникума.
Меня направили на работу учителем химии в Мраковскую среднюю школу Гафурийского района. Муж переехал ко мне. Через год родился старший сын Фирдус. К нашему счастью, где б мы ни жили, нас окружали хорошие, доброжелательные люди. Однажды в Мраково мы разговорились с нашим соседом. Он рассказал о своём сыне, живущем в Крыму. Очень радовался за него, что жизнь сына там удалась. Добродушный сосед и нам предложил туда переселиться. Фирдаус поехал в Крым, ему там тоже понравилось. Скоро и мы туда переехали. Жили мы в двухкомнатной квартире четырехквартирного дома для учителей в 100 километрах от Симферополя. Я работала учителем химии в средней школе. А муж побывал на всех должностях от бригадира до главного зоотехника совхоза-миллионера «Штурм перекопа».
Скоро мы обзавелись своим домом. Родились ещё двое детей – дочь Алина и младший сын Альфред. У нас был красивый сад, большое приусадебное хозяйство. Фирдаус каких только фруктовых деревьев не посадил: персики, абрикосы, виноград, грецкий орех, слива, черешня. Он также занимался прививанием культурных сортов, чем удивлял всех наших знакомых и друзей. Так, на одной только яблоне было пять сортов разных яблок и груша. Урожай овощей собирали по три раза в год. Большинство наших соседей были украинцами или русскими, со всеми жили дружно.
После окончания десятого класса старшего сына мы отправили в село Верхние Татышлы. В 11 класс он пошёл в среднюю школу №1. Жил сын у родной сестры Фирдауса. А в 2001 году, когда Фирдус был уже студентом третьего курса факультета философии и социологии БГУ, мы с семьей тоже переехали в Верхние Татышлы.
– Почему такую благополучную жизнь решили оставить? Не жалеете?
– Нет, нисколько. Знаете, такая нестерпимая тоска была по родным, по родине. Память о родных и близких, о беспечных детских годах, о юности, годы учебы, родная земля, воздух родины тянули к себе. На работу я устроилась учителем химии в ту же самую школу, где учились все наши дети. Там я отработала 13 лет. После выхода на заслуженный отдых в Институте развития образования РБ защитила свою программу по естественно-научной направленности и стала работать в Центре детского творчества, где тружусь по сей день.
Работа в сфере дополнительного образования имеет свои особенности. Во время занятий в непринужденной обстановке можно сразу заметить интеллектуальные способности каждого ребенка. И видно, кого можно привлечь к исследовательским проектам, а кого нет. С детьми мы ведем работу по направлениям «Экология-биология-медицина», «Химия-физика-астрономия», «Краеведение». Дети учатся отстаивать свою точку зрения, исследовательским навыкам. Наши занятия помогают и в выборе будущей профессии.
Своих воспитанников Почетный работник образования РФ Алсу Абубакировна готовит к участию в разных научно-исследовательских конкурсах, конференциях. Много у нее грамот за подготовку победителей и призеров. Неугомонный педагог и сама участвует и побеждает в разных педагогических конкурсах учительского мастерства. Всех дипломов, грамот, благодарственных писем не перечесть. Одним из самых значимых успехов для нее является победа в 2011 году во Всероссийском конкурсе инновационных проектов на Учительском слете в городе Сочи.
На первый взгляд хрупкая, тихая женщина своими достижениями доказывает, какая в ней богатырская, недюжинная сила характера. Ее профессиональные способности ещё в Крыму достойно были оценены правительством Украины и Крыма. Это «Удостоверение старшего учителя», выданная автономный республикой Крым и Почетная грамота Министерства просвещения УССР в 1986 году. Среди ее достижений нельзя не упомянуть и две Почетные Грамоты и два Гранта за победу во Всероссийском конкурсе лучших учителей РФ в 2008 и 2014 годах. Чего стоит одна победа в этом конкурсе!
Помимо работы, святой долг женщины – быть хорошей матерью. Алсу Абубакировна и с этой обязанностью справляется на отлично. Помимо того, что она многодетная мама, она и любимая нэнэй для четверых внуков.
Этой удивительной женщине, вот уже 50 лет уверенно шагающей по высокой ступени одной из самых святых профессий – педагог – хочется пожелать здоровья и успехов.

Люция Шартдинова

Автор:Лилия Зарипова
Читайте нас: