Шустрый и озорной мальчуган вышел совсем другим человеком после просмотра. Фильм произвёл на него настолько сильное впечатление, что взгляды простого деревенского парнишки на мир круто изменились. Из клуба он вышел со словами: «Стану гражданским летчиком». С того дня Мударис Муртазин, ученик 6-го класса, стал готовить себя к летному делу. Однако ему не давала покоя еще одна мечта – стать военным.
В ту пору трудно было найти семью, которая не выписывала бы журнал «Пионер». Наткнувшись в одном из его изданий на адрес суворовского училища, два друга отправили письмо в Казань. Не прошло и нескольких недель, как они, не веря собственным глазам, держали в руках огромный конверт. Подумать только, ответ пришел из самой Казани! Так-так-тааак, пишут, что нужно прилежно учиться, быть физически развитыми и трудолюбивыми... Ну, дак, это ж именно про них, далеко искать не надо! Тайком от родителей «будущие лётчики» начали готовиться. К окончанию 8-го класса они уже успели закалиться. Сам начальник аэропорта посадил их в легендарный «кукурузник» и отправил в Уфу для прохождения медкомиссии. Для ребят все было впервые – и полёт, и поездка в город.
Работа комиссии длилась неделю. Но по здоровью товарища признали негодным. Что ни говори, и как бы тщательно ни готовился, а Мударис в ту пору был совсем еще юным подростком, упорхнувшим из родительского гнезда. Тоска по дому взяла своё: забрал свои документы и вместе с другом поехал обратно, домой.
– Вот так, махнул рукой, и уехал. Не скажу, что сильно сожалел о своем решении. Значит, моя жизненная миссия заключалась в другом, – говорит, спустя годы, Мударис Агзамович.
Немного погодя, в старших классах, загорелся мечтой стать пилотом. Продолжая обучение в средней школе №2, начал готовить себя к поступлению в летное училище.
– Отбор проходил в аэропорту. Никаких претензий по состоянию здоровья не было. Подвёл аттестат – две «4» вычеркнули меня из списка будущих летчиков. Меня уговаривали: «Оставайся, не уходи, учись на авиатехника». Отец, узнав об этом, был категоричен. Впервые в жизни попав в аэропорт, заприметил чумазого сотрудника, в засаленной отработанным маслом спецовке. «Ты тоже собираешься так ходить?» – возразил он. Раз не получилось и в третий раз, пришлось смириться. Подумал, что неспроста, и что моё предназначение, цели заключаются в другом.
Так и случилось. Никто не посмеет сказать, что Мударис Агзамович, выбравший учительскую стезю, ошибся в выборе профессии! Его трудовая деятельность началась в Кудашевской средней школе, после окончания физико-математического факультета Бирского пединститута. Поскольку в студенческие годы занимался в секции борьбы, захотел привить любовь к этому виду спорта и своим ученикам. С этой целью нашёл старый заброшенный дом в Верхнекудашево, отремонтировал и организовал в нем спортзал. Здесь школьники начали постигать азы и приёмы борьбы. И в дальнейшем его вклад в развитие спортивной борьбы в районе был огромен. А ведь Мударис Муртазин на тот момент был самым молодым директором школы в районе – занимал эти ответственные должности сначала в Кальтяево, затем в Гарибашево.
Будет правильно сказать, что свой потенциал и талант в полном объёме Мударис Агзамович раскрыл в годы работы в Центре детского творчества: вместе со своими подопечными – одарёнными и талантливыми детьми – добивался больших высот на всероссийском уровне. Здесь он нашёл своё истинное «Я». Именно в эти годы он удостоен звания «Отличник образования РБ» и награждён нагрудным знаком «Почётный работник воспитания и просвещения РФ».
Ребятам, которые занимались под его началом одновременно по четырём направлениям («Конструирование», «ТРИЗ», «Прикладная физика» и «Электроника»), не было равных ни в приборостроении, ни в составлении сложных программ. Изо дня в день оттачивая своё мастерство, выполняя множество проектных работ, его кружковцы становились победителями инженерных олимпиад. Ежегодно они занимали по 15-20 призовых мест на конкурсах различного уровня, дважды становились обладателями Гранта Президента РФ. Мударис Агзамович со своими учениками заложил основы микроконтроллерной техники. Говоря простым языком, это создание чипов, которые можно применять в различной бытовой и иной технике. Эти достижения впечатляют и специалистов республики.
Талантливый педагог благодарен своим ученикам. Они спешат после занятий в школе к своему наставнику со словами: «Чем будем заниматься сегодня, Мударис абый?» А Мударис Агзамович, в свою очередь, помогает им не только одерживать победы, но и находить своё место в жизни. Например, Альберт Агалямов работает инженером на крупном оборонном предприятии в Свердловской области, Наиль Назаров стал дипломированным инженером, а Ренат Исламнуров, так сказать, превзойдя своего учителя, одним из первых в районе создал собственную инженерную программу. Не беда, что не все стали инженерами, зато, становясь мужчинами, они в два счета могут правильно соединять провода, не перепутают «плюс» и «минус».
Только благодаря трудолюбию, человек может добиться успеха. «Труд делает нас настоящими людьми», – уверен Мударис Муртазин, ныне заботливый семьянин, в молодости – в студенческие годы – возглавлявший стройотряды, а затем ставший передовиком на трудовом поприще.
Будущее невозможно представить без новых технологий. Вполне возможно, что один из мальчишек, побежавших сегодня на кружок Мудариса Агзамовича, опираясь на полученные знания, сможет в ближайшем будущем сконструировать робота, заменяющего человека там, где человек физически не выдержит. А что, очень даже реально!
Наше будущее – за программистами, робототехниками и инженерами. Такие роботы, как «мультиварка», «стиральная машина-автомат», прочно вошли в наш обиход, мы привыкли их использовать в повседневной жизни. Знаем и наслышаны о существовании роботов, выполняющих различные работы на заводах, а в медицине им стали доверять сложные операции. А ведь творцы настоящего и создатели будущего воспитываются не только в больших городах, но зачастую в сёлах, в обыкновенных кружках. Просто потому что кто-то, когда-то поверил в них и посеял семена знаний, которые непременно дадут добрые всходы…
Альфия Салимгараева.