«Аю баласын чабам, бүре баласын чабам. Бәхетле бул, тәүфикълы бул, ата-анаңа ихтирамлы бул, тәмле телле бул, алтын канатлы бул, анаңны ана, атаңны ата ит», – приговаривала в бане Сарьяна апа, охаживая березовым веничком сначала своих пятерых детей, а позже и десятерых внуков. Растила, лелеяла их в любви, а сегодня все они – четыре дочери, сын, внуки – «вылетели из гнезда» и живут самостоятельной жизнью.
В семье Сарьяны апа и Риф абый Хановых все разговоры сходятся к детям. Благо, все живут красиво и достойно – есть работа, да хлеб насущный.
Резида, Ляйсан, Гульназ, Чулпан, Зиннур навещают родителей постоянно – тропинка к отчему порогу не зарастает.
Чулпан с Ляйсан работают на НефАЗе, Зиннур обосновался в городе Ноябрьск, а Гульназ тоже работает на Севере вахтовым методом. Источник бесконечной радости и счастья супругов Хановых – семь внучек и три внука, двое из которых сегодня самоотверженно сражаются с нацизмом в ходе СВО.
Резида живет в Нефтекамске, ее сын Саша окончил школу только с хорошими оценками. Близкие до сих пор с теплотой вспоминают его победу на олимпиаде по башкирскому языку.
– Учительница, обнимая Сашу в порыве радости, сквозь слёзы повторяла: «Так ведь он же русский парень!» Да, его отец – русский, но внук прекрасно изъясняется на родном языке, – рассказывает Сарьяна Муллаяновна.
Надир и Саша хоть и двоюродные братья, но неразлучны с малых лет: общее детство, игры и общая мечта – стать солдатами. Надир ушел в зону СВО первым. Вслед за ним, едва успев получить диплом Екатеринбургского техникума химического машиностроения, отправился добровольцем и Саша.
Сейчас он находится на лечение и реабилитации в госпитале – в одном из боев получил тяжелое осколочное ранение в правую руку… Боец полон решимости восстановиться и встать в строй, чтобы снова взять в руки оружие. Тяготы войны сплачивают крепче родственных уз – в мыслях он постоянно с боевыми братьями и Надиром.
Сын Гульназ Надир освоил профессию механика в Нефтекамском машиностроительном техникуме. Едва дождавшись своего совершеннолетия, подписал контракт и 5 августа 2024 года ушел на фронт.
Надир Фидарисович – самый молодой среди солдат, поэтому за свой возраст получил позывной «Редкий». Краткосрочный отпуск в марте подарил ему встречу с родными.
– Рано повзрослел внучок, стал задумчивым, – вздыхает Сарьяна апа.
К разговору подключается Чулпан:
– Патриотизм Надира – не показной, он в крови. Ему было всего 16 лет, когда началась СВО. «Кто, если не я?» – повторял он и рвался защищать Отчизну. Мы каждый день молимся, чтобы ребята вернулись живыми и здоровыми, – говорит она.
– Александра и Надира провожали на фронт всей семьей. Я написала для обоих молитвы, и попросила, чтобы постоянно повторяли «Әл-Хәйй, Әл-Каййүм», ведь в великой битве при Бадре наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непрестанно произносил эти слова, и по воле Всевышнего они одержали победу. «Помните, дети, о милости Всемогущего», – напутствовала я их.
Внук часто звонит с просьбой: «Дэу эни, прочитай мне ту молитву еще раз – мы заходим на передовую», – продолжает Сарьяна апа. В голосе пожилой женщины слышится и гордость, и трепет.
Она только на первый взгляд кажется хрупкой и беззащитной. На самом деле Сарьяна Муллаяновна – крепкий тыл и мудрая советчица для своего супруга Рифа Габдуллахановича, детей и внуков, да и трудовой стаж у нее внушительный – 40 лет!
Родом она из Юсупово, росла и воспитывалась в трудолюбивой и многодетной семье. В юном возрасте уехала в Свердловск с восемью классами образования за плечами. Там освоила ремесло штукатура-маляра, да и судьбу там же встретила – Рифа. Молодые вернулись в родную деревню мужа, во 2-Зиримзибаш. Построили дом, один за другим на свет появились дети.
Всякое в жизни бывало: на своем пути моей героине где только не приходилось работать. «Так ведь родилась в год Лошади, вот и трудилась без устали, не покладая рук», – улыбается Сарьяна апа.
– Пока детишки были маленькие, дни и ночи пролетали незаметно. Сама вязала им джемперы, а шерстяным носкам да варежкам – счету нет.
В одно время работала санитаркой в Курдымской амбулатории, уходила на сутки, а дома – пятеро детей. Сами доили корову, пекли хлеб, пололи грядки, убирали картофель, пасли стадо – деревенских хлопот не счесть! Ни разу не сетовали, ни разу не услышала недовольного вздоха. За знаниями дети ходили учиться в Курдымскую школу.
Моя свекровь Зульфия вышла замуж в зрелом возрасте за Миннигали Гатиятуллина – они и стали надежной опорой для моих детей.Даже лютые холода и метели отступали перед теплом их души. После смерти свекрови мы сами окружили Миннигали ага двойной заботой. Дети по-прежнему часто заходили проведать карт эти. «Жду вас на чай, дети, без вас и еда не в радость», – говорил он им. Пусть их место будет в раю.
Дочери создали свои семьи, стали подрастать внуки. Мальчишки любили находиться рядом с дедом – чинили машину, возились с железяками. «Годы, проведенные рядом с дәү әти и дәү әни – самые счастливые в нашей жизни», – говорят внуки, поэтому их до сих пор тянет к нам, в деревню, – признается моя собеседница.
Хановы уже давно на заслуженном отдыхе. Риф абый с детства был ограничен в возможностях, но удали ему не занимать. Мастер на все руки пробовал себя в разных сферах: в молодости трудился на заводе, а вернувшись в деревню, успел поработать и руководителем сельского клуба, и трактористом-комбайнером, и киномехаником.
53 года супруги живут душа в душу, вспоминая былые счастливые годы и радуясь настоящему, а шесть лет назад отстроили новый дом. Сарьяна апа учится при Курдымской мечети, старается не пропускать пятикратный ежедневный намаз.
Говорят, жизнь прожить – не поле перейти, а я бы еще добавила: и не реку переплыть, и не моря бороздить. Это целое путешествие, которое может быть сравнимо лишь с научным исследованием. Да, у героев моего рассказа не было вузовских корочек, но для внуков открыты все пути-дороги: учатся прилежно, шагают в ногу со временем, а дәү әти и дәү әни гордятся ими.
Фарзана ИСМАГИЛОВА