Барлык яңалыклар

Тяжела ли ноша фермера…

…Когда  по телефону мы договаривались о встрече, Радик предпочел говорить на русском языке. Причина этого выяснилась при встрече.

Тяжела ли ноша фермера…
Тяжела ли ноша фермера…

Родился он в Свердловской области, а детство прошло в Казахстане. Поэтому по официальным делам предпочитает общаться на русском. Пригласил он нас прямо на поле, на котором собирался поработать после обеда, когда немного подсохнет после прошедшего накануне сильного дождя.

На родину семья переехала, когда Радику было 12 лет. После школы окончил СПТУ, получил специальность механизатора. До армии поработал киномехаником. А срочную служил в погранвойсках, в Москве.

После армии продолжил работать киномехаником, потом в колхозе.      Когда поженились с Рамилей, была мысль податься куда-нибудь в город, но это были 90-е годы, когда работы не было, зарплату платили кое-как. Обсудив на семейном совете вопрос, двумя голосами «За» решили остаться здесь – родимая земля прокормит. Обосновались в Старом Сикиязе, в родной деревне супруги, – вспоминает Радик Билгусович. Супруга под стать ему, такая же работящая.

Оба работали в колхозе, вели свое хозяйство. Но было желание чего-то большего: хотелось работать на себя и они с супругой решили заняться фермерством. Решить-то решили, да только выделения земли пришлось добиваться три года. Нервов, конечно, потрачено было немало. Но теперь у них около 140 га  пашни и на этой земле они работают. Не сказать, что выделили им неудобья,  но попотеть на начавшем зарастать березняком поле пришлось. Теперь у них еще 50 голов КРС, 15 дойных коров.

Радик Билгусович Хуснияров – фермер со стажем, работает с 2012 года. Я поинтересовался, помогало ли ему государство. Он честно сказал, что почти нет. Только когда покупал трактор «Беларусь», удалось получить какую-то льготу по лизингу. А так все приобретал на заработанное. У Минсельхоза много программ по поддержке сельскохозяйственных предприятий, в том числе фермеров, но получение этой помощи обусловлено оформлением такого количества документов, что у работающего с утра до ночи лишь вдвоем  с супругой фермера на это нет ни возможности, ни времени.

Есть у него свой комбайн, так как есть зерновой клин – ведь без фуража от КРС много продукции не получишь. Молоко сдает на маслозавод, но говорит, что при нынешних закупочных ценах прибыли от сдачи молока почти нет.  Я поинтересовался, почему фермер не сдает мясо, полученное от скота, откормленного на пастбище и на кормах безо всяких добавок, в школы и дошкольные учреждения. Оказалось, что теперь, чтобы стать поставщиком продукции в школы и садики, нужно проходить конкурсно-закупочные процедуры, к тому же нужно поставлять не мясо, а полуфабрикаты. Допустим, те же котлеты. То есть, если раньше завстоловой могла оценить мясо не только по ветеринарному свидетельству, но и по внешнему виду, то теперь  можно полагаться лишь на сертификат качества котлет. Потом удивляемся, что дети оставляют еду на тарелках.

Я попросил Радика Билгусовича честно ответить: тяжела ли ноша фермера? И он, мне кажется, честно ответил, что если трудиться старательно, не покладая рук, золотых гор не наработаешь, но на хлеб с маслом хватит.

«А как насчет наград?» - спросил я  напоследок. И он безо всякого пафоса ответил, что  самая большая награда для него – его семья:  супруга и три дочери. Старшие уже оперились, а младшенькая – восьмиклассница – еще с ними, но уже определилась с целью в жизни. А грамоты тоже есть – вот и в этом году на Сабантуе ему вручили Почетную грамоту Минсельхоза.

Автор:Рафит Файзрахманов
Читайте нас: